Радиатор печки

Радиатор печки: принцип работы отопителя, характерные неисправности

Через несколько лет эксплуатации автомобиля печка начинает работать не так эффективно. Это происходит с недорогими марками и моделями сегмента люкс, стоимость тут почти не имеет значения. Проверить радиатор печки не так просто, ведь он скрыт под торпедо и требуется разобрать практически половину салона.

При работе двигателя и циркуляции антифриза в системе охлаждения происходят различные физические и химические процессы, окисляются детали, выпадает осадок в виде соли, со временем появляется жир и грязь. Конечно, это влияет на эффективность, качество работы и скорость износа.

Принцип работы отопителя

Для защиты двигателя от перегревов в системе охлаждения автомобиля есть основной радиатор. При сгорании топлива тепловая энергия преобразуется в механическую и вырабатывается в таком большом количестве, что хватило бы для отопления двух средних частных домов. Радиатор состоит из металлических трубок и пластин, внутри которых циркулирует охлаждающая жидкость. Он размещен под капотом так, чтобы пропускать как можно больше воздуха при движении, а благодаря его конструкции значительно увеличивается площадь соприкосновения с воздушными потоками. Охлаждающая жидкость забирает лишнее тепло двигателя и передает его воздуху.

Даже на холостых оборотах двигатель нагревается так, что нуждается в охлаждении. Если авто никуда не движется, то включаются вентилятор, расположенный рядом с радиатором. Потоки антифриза регулируются так, чтобы двигатель не охлаждался и не перегревался. Нормальные температурные колебания жидкости 80-95 Со.

Печь тоже забирает лишнее тепло от сгорания топлива, она включена в малый контур системы охлаждения, а основной радиатор – в большой. Зимой при запуске двигателя, жидкость через водяную рубашку движется сразу к печке, чтобы как можно быстрее согреть салон. Только после прогрева, лишнее тепло отдается в атмосферу.

Главная деталь системы отопления салона – радиатор печки, так же состоящий из металлических трубочек. По патрубкам к нему поступает антифриз из водяной рубашки двигателя и отводится обратно в охлажденном состоянии. Печь оснащена вентилятором, трубками воздухоотводов, по которым теплый воздух нагнетается в салон. Подача тепла регулируется приборами управления или климат-контролем. Для снижения или увеличения температуры изменяется поток подачи антифриза или скорость оборотов вентилятора.

Внешний вид

Радиатор печки исполняет роль теплообменника, он состоит из параллельных трубок и пластин, которые увеличивают площадь соприкосновения с воздухом, справа и слева находятся небольшие встроенные емкости. Антифриз попадает из впускного бачка и выходит через выпускной, бачок возврата нужен для того, чтобы развернуть поток.

  • двухрядные;
  • трехрядные.

В двухрядных, патрубки для впуска и выпуска охлаждающей жидкости находятся с одной стороны, а расширительный бак – с другой. Таким образом, поток проходит в одну сторону, разворачивается и отводится. В трехрядных два бачка возврата и антифриз меняет направление дважды. Впускной и выпускной бачки находятся с разных сторон. Трубки могут быть сплющенными или круглыми. Их количество и расположение рассчитано на максимальную теплоотдачу.

Виды радиаторов печки

В автомобиле все работает слажено, поэтому любая поломка грозит со временем принести дополнительные неприятности, увеличить стоимость ремонта. В среднем, радиатор печки служит 5 лет без дополнительного обслуживания и ремонта.

За всю историю автопрома для изготовления использовались только медь и алюминий. Материал изготовления обладает физическими свойствами, как следствие, у них разные достоинства и недостатки. Медные можно встретить преимущественно в старых моделях авто, некоторое распространение получили медно-латунные сплавы. Автовладельцы чаще останавливают свой выбор на алюминиевых. Чем они отличаются?

Медные:

Медный отопитель печки
  • Высокая стоимость;
  • Теплоотдача выше, чем у алюминия;
  • Поддаются пайке;
  • Более устойчивы в агрессивной химической среде.

Алюминиевые:

Алюминиевый радиатор печки
  • Демократичная цена, в два раза ниже, чем у меди;
  • Теплопроводность хуже, но это компенсируется увеличенным количеством пластин;
  • Легко купить
  • Не подлежат ремонту, так как пайка невозможна, металл поддается только полной переплавке;
  • Пластмассовые бачки. Трещины могут быть даже у новых деталей;
  • Химическая активность. Алюминий вступает в реакцию с воздухом, конечно, не как железо, но тонкий слой окиси на поверхности снижает теплопроводность. Некачественный антифриз способен разъесть трубки до дыр.

Эксплуатационные характеристики зависят и от конструкции. Трубки бывают круглые или плоские. Производство круглых имеет меньшую себестоимость, но такая форма позволяет пропускать больше жидкости, при этом она меньше охлаждается. Для решения проблемы внутрь трубок устанавливают турбулизаторы или завихрители, в виде пластиковых спиралей. Благодаря им большее количество жидкости контактирует со стенками трубок, а производительность увеличивается на треть. У плоских трубок, поверхности, контактирующие с антифризом и воздухом, увеличены, но выше стоимость. По типу циркуляции охлаждающей жидкости отопители делят на двухрядные и трехрядные.

Если приходится менять радиатор печки, наиболее простым решением станет замена на такой же, какой был при сборке автомобиля. Более дорогой, медный отопитель, вместо алюминиевого быстрее прогреет салон и прослужит дольше. При покупке стоит обратить внимание на количество пластин или трубок и их расположение, чем больше – тем выше теплообмен. Наличие турбулизаторов в круглых трубках можно определить по звуку, но не всегда, у дорогих моделей вместо пластика используется мягкий материал.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как понять, что пора менять сцепление?

Частые неисправности

Основные причины поломок: срок службы или неправильная эксплуатация. Самое неприятное, что может произойти – утечка охлаждающей жидкости, масляная лужа с мыльным запахом появляется под ногами водителя. Если печь стала работать хуже, в салоне холодно, из заслонок идет холодный воздух, значит, настало время искать неисправность.

Причины плохой работы:

  • Воздух в системе охлаждения. Разгерметизация шлангов или при замене антифриз заливали неправильно. Печь греет только слегка;
  • Засорение радиатора. Внутри трубок скапливается осадок или накипь, если использовалась охладительная жидкость плохого качества. Если заливали воду, появится еще и ржавчина. Прохладный воздух из заслонок.
  • Окисление алюминия. Происходит разгерметизация и остановка работы.
  • Засор сот. Теплоотдача снижается из-за пыли и жира на поверхности, так как контакт с воздухом уменьшается.

Случается так, что радиатор отопителя в хорошем состоянии, антифриз покупают только у проверенных производителей, но печь работает плохо. Причины могут быть разными: механические поломки, неисправности электроники. Что могло произойти?

  1. Заклинило термостат. Он может находиться в любом положении. Например, печь работает только на низких передачах, или работает хорошо, но двигатель перегревается;
  2. Салонный фильтр. Их необходимо менять раз в год;
  3. Вентилятор печи. Изношенность или неисправность датчика, электропроводки. Не работает или издает непривычные звуки;
  4. Кран отопителя. Он регулирует поступление горячего антифриза в радиатор;
  5. Блок управления.

Поломки могут произойти в любой части системы охлаждения: патрубки, датчики и даже заслонки. Первым делом проверяют уровень охлаждающей жидкости в бачке и наличие возможных течей. Белый дым из выхлопной трубы часто указывает на неисправности. Работу датчиков проверяют с помощью компьютерной диагностики. Лучшей профилактикой станет использование охлаждающей жидкости от проверенных производителей, контроль температуры в рамках 80-95Со и своевременное посещение СТО.  

Один комментарий

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.